hrecj (hrecj) wrote,
hrecj
hrecj

Categories:

Религиозный состав Петербурга в 1890 году

Первая всероссийская перепись населения прошла в 1897 году, однако отдельные города России проводили местные переписи и раньше. Например, в столичном Петербурге переписи проходили в 1864, 1869, 1881, 1890, 1900, 1910 годах. Горожане отвечали на вопросы о поле, возрасте, вероисповедании, родном языке, сословии, образовании и о многом другом. Некоторые результаты однодневной переписи населения Петербурга 1890 года лежат в открытом доступе на сайте у timbes5, и сам Бог велел их обработать и визуализировать.


Границы участков нашёл в посте у giper и на основе лежащих там карт и пары других сделал шаблон. Думаю, с 1881 года внутригородские границы не изменились. Ну и прошу петербуржцев простить меня, если засыпал в шаблоне какую речку или наоборот затопил мелкий остров — географию города знаю в общих чертах, да и чтению мои ошибки мешать не должны.


Поехали:




Понятно, что эта карта показывает в первую очередь расселение русских. Здесь всё ожидаемо: в центре их мало, на окраинах много. Район с самой низкой долей — казанская часть, ограниченная Екатерининским и Крюковым каналами, а также Мойкой.



Поскольку протестанты — крупнейшее религиозное меньшинство, карта их расселения почти полный негатив предыдущей. Тем не менее, самый протестантский участок расположен не в районе Казанского собора, а на Васильевском острове — 19,3%. Казанская часть, впрочем отстала не сильно: около 18% протестантов на всех трёх её участках.



Питерские католики также тяготеют к центру, однако, география их расселения не повторяет протестантскую. И хотя старейший костёл имперской столицы расположен на самом католическом участке города, в остальном явной связи между местами, где стоили католические храмы и жили их прихожане, не прослеживается.



Таки самая интересная карта. Хотя в империи существовала черта оседлости, ограничивавшая список мест, где евреям было разрешено постоянное поселение, в законодательстве был прописан ряд исключений, позволявших им переехать в центральные губернии России. Поэтому в Петербурге в конце XIX века было около 15 тысяч иудеев, что составляло весомые полтора процента городского населения. Пониженная доля евреев наблюдается как в самом центре, так и на строящихся окраинах города, а больше всего детей Израиля обитало в районе Юсуповского сада. По утверждению некого Сергея Глезерова, тяготели они к ныне несуществующему Ново-Александровскому рынку на углу Садовой и Вознесенского проспекта, где им принадлежали почти все мелкие лавочки.


Upd: Изначально карт расселения мусульман и старообрядцев делать не хотел, потому что их в Петербурге было немного — 0,4 и 0,3% соответственно. Однако сейчас решил добавить.



Хотя самая высокая доля мусульман оказалась на IV участке Петербургской части, не стоит искать их концентрации на Крестовском острове. Население этого и нескольких соседних островов, составивших "магометанский" участок, — 1604 человека, и 25 местных мусульман не могли составить хоть сколько-нибудь значительной части городской общины. Реальное место концентрации мусульман дореволюционного Санкт-Петербурга следовало искать в районе современной станции метро Достоевской.



А вот на карте расселения старообрядцев нет ничего интересного: она в целом повторяет карту расселения православных и даже максимум у них приходится на один и тот же участок.


Tags: Петербург, РКМП, Россия, иудаизм, католицизм, мои карты, переписи, православие, протестантизм, религия
Subscribe

Recent Posts from This Journal

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic
  • 16 comments

Recent Posts from This Journal