hrecj

Category:

Мысли об оптимальном административно-территориальном делении России. Часть 2. Организация.

Как можно убедиться из прошлой части, административное деление современной России далеко от совершенства. Но как сделать его лучше? Для начала предлагаю выделить несколько общих правил:

1. Основным принципом образования административно-территориальных единиц является их экономическая и транспортная связанность. Тесно связанные города, а тем более агломерации одного города границами регионов не разрываются, расселение народов учитывается только в тех случаях, когда новые границы областей и округов могут привести к крупным межнациональным конфликтам.

При этом важно дать малым народам гарантии защиты их языков и культуры. 

Центр должен обеспечить перевод всех утверждённых учебников, рабочих тетрадей и заданий экзаменов на языки национальных меньшинств. В каждой единице АТД (от области до внутригородского района), где есть 10% представителей какого-либо народа, его язык получает официальный статус.

2. Регионы и входящие в их состав административные единицы уровнем ниже должны иметь равные права. Быть России федерацией или унитарным государством можно пообсуждать.

3. Регионы должны иметь сравнимую численность населения. Это следует из прошлого пункта: если мы хотим дать нашим регионам равные права, у них должны быть равные возможности для их реализации и сопоставимые по масштабам задачи для решения. При этом если мы считаем важным иметь сильные самостоятельные области, они должны быть крупнее современных.

Слишком строго следовать этому принципу не стоит, да и не выйдет в силу особенностей нашей сетки расселения, но двухсот-трёхсоттысячных регионов надо избегать даже на севере.

4. Центр региона стоит выбирать, руководствуясь не только количеством жителей в городах, но и их транспортной доступностью. Если честно, мне не нравится ни нынешний вариант, где областные центры часто оказываются на отшибе, ни американская, где руководство штата сидит в мелких городках. Думаю, вариант, когда областная администрация размещается в наиболее доступном транспортно из крупных городов, будет лучшим вариантом.

5. Регионы должны иметь достаточно ресурсов для самостоятельного экономического развития.

Неоднократно приходилось слышать мысль, что в условиях России потеря регионом своего статуса может способствовать его упадку. Думаю, из-за этого полностью отказываться от укрупнения не стоит, но нужно продумать, как этого избежать. Предлагаю для этого уйти от порайонного деления областей к окружному. Округ представляется мне аналогом дореволюционного уезда: достаточно крупный и жизнеспособный город и зона его притяжения. При этом, в отличие от областей, округа не должны иметь равное население: зона притяжения у города в двадцать тысяч населения будет несравнима с ней же у стотысячника. Зоны притяжения крупных городов можно бить на ядро из самого города и пригородов и несколько секторов на расстоянии.

Чем округа лучше районов? Связанные между собой территории получают возможность развиваться как единое целое и взаимодействовать напрямую, а не через областной центр. Если оставлять на местах достаточное количество налогов, мы не только не убьём столицы регионов, которые будут расформированы, но и поможем развитию крупных городов, которые сейчас являются просто райцентрами.

Связи внутри округов явно сильнее их связей между собой, при проведении реформы их границы должны быть определены в первую очередь. Затем из получившихся «кирпичиков» нужно собирать новые области, смотря, какие из уездных центров ближе друг к другу.

В следующей части собственно сами регионы.

Error

Anonymous comments are disabled in this journal

default userpic